лого
На главную  


К оглавлению книги

Глава 3 Рисунок несуществующего животного

ТИПОЛОГИЯ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ

Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно познакомиться. Наиболее примитивный вариант – это изображение реально существующего животного, сопровождаемое описанием естественного для него образа жизни. Так, двенадцатилетняя Лилиана Т. в качестве несуществующего животного изобразила крокодила (рис. 68). Рисунок имеет следующее описание: «Крокодил – водоплавающее животное, может передвигаться как на суше, так и в воде. Питается исключительно мясом. Хватает свою добычу и тащит ее под воду. Тело будет лежать там до тех пор, пока не начнет разлагаться, а после съест его. Поедает людей. В основном ест тех людей, которые очень его боятся и бегают от него».

Такой способ выполнения задания противоречит инструкции, поэтому проверяющий попросил Лилиану придумать еще одно животное, причем было подчеркнуто требование, чтобы это было животное, которого на самом деле не существует. Немного подумав, Лилиана нарисовала кобру. Выяснилось, что выполнить инструкцию она неспособна.

Изображение реально существующего животного вместо воображаемого нормально для дошкольного возраста, хотя при хорошем уровне развития даже дошкольник способен хотя бы дать своему животному нестандартное название. В более старшем возрасте это свидетельство особо низкого уровня развития воображения. Подобное выполнение задания нередко встречается при умственной отсталости или при нарушениях обучаемости (задержке психического развития).

В отдельных случаях причиной отхода от инструкции служит не столько отставание в когнитивной сфере, сколько очень высокая тревожность. Тревожному человеку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать содержательную деятельность. Изображение существующего животного в некотором смысле безопаснее придумывания чего-то нового. Поэтому тревожный человек упрощает себе выполнение задания, фактически подменяя поставленную перед ним непривычную задачу более знакомой.

рис

У Лилианы одновременно проявляется действие обеих причин, блокирующих воображение. Во-первых, судя по данным когнитивных тестов, у нее наблюдается нарушение обучаемости. Во-вторых, повышен уровень тревожности. Об этом свидетельствует как штриховка рисунка, так и тема страхов, доминирующая в описании образа жизни животного.

рис

Несколько более высокий уровень выполнения задания, однако тоже с нарушением инструкции – это изображение вымершего животного, например, динозавра, или живот ного, существующего не в природе , а в культуре: Пегаса, дракона, кентавра, русалки. Так, одиннадцатилетний Сеня В. нарисовал трехголового змея, образ жизни которого вполне соответствует сказочному змею-горынычу (рис. 69).

рис

Такое выполнение задания нормально для детей до 8–9 лет. Позднее оно свидетельствует о бедном воображении и низком общекультурном уровне (часто при педагогической запущенности) или о нарушении обучаемости (задержке психического развития). В данном случае диагностировано нарушение обучаемости.

Наиболее распространенный способ выполнения задания – это изображение животного, не совпадающего ни с одним из реально существующих, но построенного по стандартной модели: горизонтально расположенное тело, голова с глазами и ртом, конечности (ноги, щупальца, руки, крылья). Возможны дополнительные детали – уши, нос, шея, плавники, хобот и прочие части тела обычных животных. Среди подобных животных выделяются два типа: составной и целостный.

Составное животное строится из частей разных реальных животных. Так построены, в частности, крылатая рыба (см. рис. 76) и животное, составленное из человека, собаки, лошади и кошки (см. рис. 71). Названия таких животных обычно более или менее полно отражают их строение. В частности, животное, в котором есть элементы человека и собаки, названо «челса» (человек + собака).

рис

Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

рис

Особую группу составляют человекообразные животные. Туловище у них располагается вертикально, внизу – ноги, сверху – голова, с боков – руки (вместо рук или ног могут быть крылья или щупальца). Возможно увеличение числа рук или ног, включение дополнительных органов. Человекообразное животное может быть названо роботом или киборгом (см. рис. 75), может напоминать черта (см. рис. 113), может быть объявлено инопланетянином и пр. Изображение таких животных характерно для высокой потребности в общении. В частности, оно особо типично для подросткового возраста, когда потребность в общении наиболее высока.

Значительно реже встречаются изображения несуществующих животных, по сути представляющих собой механические конструкции или включающие в свой состав отдельные механические части. Примерами могут быть марсианин (см. рис. 86) и странное животное, которое служит домом для людей (см. рис. 87). Подобные изображения характерны для неконформных людей со своеобразным мышлением и нестандартным подходом к миру и к жизни, с низким уровнем социализирован-ности. Часто это люди с шизоидной акцентуацией, с трудностями в сфере общения.

И, наконец, у некоторых людей встречаются животные, построенные по оригинальной модели, не соответствующей ни животному, ни человеку, ни техническим конструкциям. Эти модели могут быть весьма сложными и замысловатыми: многоголовка (см. рис. 84), аура (см. рис. 73), а могут быть предельно простыми (см. рис. 80). Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен как при преимущественно рационалистическом, так и при преимущественно художественном подходе к действительности, если только у человека есть реальные творческие возможности. У детей младше 9 – 10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оценивается по степени естественности получившегося существа и, в частности, по степени соответствия между его внешним видом и описанием образа жизни.

Наиболее нестандартные животные, снабженные необычными органами или же вообще лишенные органов, часто встречаются у людей с шизоидной акцентуацией.

Если изображение слишком вычурное, то обычно это свидетельствует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стремлении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других, т.е. об оригинальничанье.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ

В рисунке несуществующего животного, как и в других рисуночных тестах (в частности, в рисунке человека), депрессивные тенденции часто проявляются в уменьшении размеров изображения, иногда – в его размещении в углу листа. Кроме того, они обычно выразительно отражаются в рассказе об образе жизни животного. В этом отношении чрезвычайно показательны материалы обследования восьмилетней Юли Ш. (рис. 70).

Юля изобразила маленькое животное, отделенное от окружающего мира стенами пещеры. Внутри она написала слово «пещера», чтобы всем было понятно, что именно изображено. На вопрос о том, что это за животное, Юля ответила: «Драче-ша. Это такая змея, у которой туловище, как у змеи, а ноги человечьи». Далее состоялся следующий диалог: - Как драчеша живет? - Грустно. - Почему? - Потому что у нее мама с папой пропали. - Как пропали? - Они сказали, что пойдут к другу и час там пробудут, и не сказали, к какому другу. А драчеша уже всех друзей обошла и не нашла их. - А давно они ушли? - Нет, месяц тому назад. - Что она сейчас делает? - Греется на солнышке. - А друзья у нее есть или нет? - Есть подружка одна, девочка. И она ее не кусает, потому что ей грустно, потому что у нее мама с папой пропали.

На вопрос о том, какие три ее желания драчеша попросила бы исполнить, Юля ответила: «Чтобы вернулись мама с папой». Придумать остальные два желания она не смогла.

В рассказе, как и в самом рисунке, проявляется депрессивный фон настроения («живет грустно»). Ярко выражены недостаток общения с родителями, чувство одиночества (в рисунке оно проявилось в том, что животное замкнуто в пещере), потребность в эмоциональном тепле («драчеша... греется на солнышке»).

Юлины родители обратились за психологической консультацией в связи с тем, что девочка очень замкнута, не имеет подруг, не общается ни с кем в школе. По маминым словам, в детском саду Юля нормально общалась с детьми, была застенчивой, но не замкнутой. Родители предполагали, что причиной трудностей стало поступление в школу (на момент обследования девочка училась во втором классе). Однако психологическое обследование, включавшее наряду с рисуночными тестами ряд других методик, показало, что основной первоначальной причиной в большей мере явилось уменьшение общения с мамой, которая раньше не работала, а примерно одновременно с Юлиным поступлением в школу начала работать ( сами родители не придавали этому достаточного значения). Таким образом, адаптация к школе проходила у девочки в неблагоприятных условиях, при снижении контактов с родителями. Результатом стало депрессивное состояние и, как следствие, – пассивность, уход от общения со сверстниками. Родителям были даны рекомендации, направленные, прежде всего, на интенсификацию их общения с Юлей. Катамнестические данные, полученные через полгода, подтвердили положительное влияние перестройки семейных взаимоотношений на психологическое состояние девочки и на ее контакты со сверстниками. Вместе с тем, трудности в общении, хотя и уменьшились, но не исчезли окончательно.

ТРЕВОГА, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

При повышенном уровне тревоги общие особенности рисунка несуществующего животного такие же, как и рисунка человека. Это множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка, увеличение его размера. Однако в методике «Несуществующее животное» рисунок можно считать увеличенным, только если он занимает весь лист (рис. 71). Помимо увеличенного размера, в рисунке Ильи также ярко выражены множественные линии и исправления.

Название этого животного – челса – представляет собой сокращение от слов «человек» и «собака», хотя при его конструировании использовались и части других животных. Как объяснил Илья, челса – это смесь человека, собаки, лошади и кошки. В рассказе об образе жизни животного он сообщил, что это «мутация, которой очень тяжело жить. Очень тяжело выживать в окружении обычных людей и животных». На вопрос о том, чем это животное занимается, Илья ответил: «Пытается утишить (т.е. примирить друг с другом) своих соседей на спине». В качестве питания были названы зелень, фрукты и овощи, в качестве места жизни – Гренландия.

Друзей у челсы нет, а враги есть, «потому что это животное необычное, его нигде не видели, так что другие животные, которые живут на этом острове, его боятся». Три желания челсы: «первое – чтобы его не боялись, второе – чтобы спустить соседей со спины, а третье – быть чем-то обычным».

Описание жалоб, с которыми Илья был приведен на консультацию, и выводов, сделанных на основе рисунка человека, приведено в предыдущей главе (см. анализ рис. 60). Основные выводы полностью подтверждаются рисунком несуществующего животного. В рассказе об образе его жизни содержатся темы, типичные для людей с нарушениями общения: удаленное и безлюдное место жизни (Гренландия), отсутствие друзей. Из других мест жизни, часто выбираемых для своих животных людьми с нарушениями общения, можно назвать такие как «в пещере», «под землей», «вголых скалах», «на Луне», «на другой планете», «в космосе». Указание на то, что окружающие боятся этого животного часто встречается у тревожных людей, опасающихся общения. В результате действия механизма проекции собственный страх приписывается окружающим.

Важным показателем является то, как исследуемый определяет основное занятие животного: попытки «утишить (т.е. примирить) своих соседей на спине», а также желание «спустить соседей со спины». Изображение животного с несколькими головами, которые ссорятся между собой, характерно для людей, переживающих острый внутренний конфликт. Можно полагать, что в данном случае одним из центральных источников конфликта служит противоречие между стремлением к общению и боязнью общения.

Подчеркивание необычности животного, его непохожести на остальных и особенно желание стать обычным типичны для людей, считающих себя не такими, как окружающие, «неправильными», не такими, какими следует быть. Это ощущение часто встречается при высокой тревожности, в невротическом состоянии, при выраженных нарушениях общения.

В рисунке Ильи проявилось также напряженное отношение к сексуальной сфере, хотя и не столь ярко и конкретно, как в его же рисунке человека. Мощный, подробно вырисованный хвост, задранный вверх, – это классический сексуальный символ. При его изображении значительно более, чем в других частях рисунка, выражены признаки тревоги: множественные линии, штриховка, исправления, что и говорит об особой нагрузочности соответствующей сферы.

При особо сильной тревоге, высокой эмоциональной напряженности часто появляются изображения, не помещающиеся на листе или буквально «втиснутые» в его пространство (рис. 72). Кроме очень большого размера животного, тревога и эмоциональная напряженность проявились в штриховке с сильным нажимом (зачернении части рисунка). Рассказ о животном, написанный Авадьей, предельно короток: «Это животное называется: бумбуборусасу. Оно обитает в облаках. Питается гвоздями».

Обращает на себя внимание нелогичность в описании образа жизни животного: откуда могут взяться гвозди в облаках? Образ жизни также противоречит внешнему виду животного. Оно лишено крыльев и явно не приспособлено к жизни в облаках.

Логические противоречия в описании образа жизни животного часты как при когнитивных нарушениях, так и в остром невротическом или психотическом состоянии. В данном случае имеются многочисленные дополнительные признаки острого состояния, тогда как других признаков когнитивных нарушений не наблюдается. В частности, как вид, так и название животного достаточно оригинальны и, вместе с тем, оно вполне четко построено по модели реальных животных. Таким образом, наиболее вероятно предположение о том, что Авадья находится в остром состоянии – скорее всего, невротическом. Нарушения не настолько грубы, чтобы были достаточные основания предположить психотическое состояние.

Указания на использование в пищу заведомо несъедобных вещей (гвоздей, камней, стекла, металла и т.п.) типично при грубых нарушениях общения. Можно полагать, что в данном случае нарушения общения вызваны острым состоянием мальчика.

В рисунке несуществующего животного, сделанном по оригинальной модели, повышенная тревожность часто отражается в избыточном количестве органов чувств. Тревожный человек сам повышенно чувствителен к возможным опасностям и поэтому наделяет повышенной чувствительностью свои создания. Тема высокой чувствительности (очень острый слух, тонкое обоняние, исключительно хорошее зрение) нередко звучит и в рассказе об образе жизни животного.

Рисунок тринадцатилетней Нели Р. создан по оригинальной модели (рис. 73). Ее животное не похоже ни на обычных или сказочных животных, ни на человека, ни на механическую конструкцию. Без специального объяснения трудно было бы понять, где что у этого животного.

Неля объясняет, что сверху у животного, которое она назвала аурой, расположен рот. Две параллельные линии посередине тела – это уши. В нижней части тела прямоугольный глаз с зубчиками-ресницами. Круги и треугольники, разбросанные по всему телу, – разные органы чувств (более конкретное определение отсутствует). Снизу находится «свечка-самолет», с ее помощью оно летает.

Неля дала следующее описание своего животного: «Он ни плохой, ни хороший. Он струится. Внутри него – жидкость. Она струится – и он двигается. Он живет и в воде, и в воздухе. Может летать. Кушает рыбу. Может раздуваться и может много места занять. Можно его поймать и закрыть им дырку. Он закрывает, как камень. И когда камня не будет в мире, он все еще будет – через миллион лет. Только надо отрезать свечку, иначе он улетит. Он никому ничего плохого не сделал. И ничего хорошего тоже не сделал. Он может закрыть озоновую дыру».

В описании прослеживаются тревожные опасения общего характера: рассуждения об озоновой дыре, о том, что когда-нибудь в мире не станет даже камня. Подобные рассуждения типичны для тревожных людей, склонных к навязчивым мыслям («умственной жвачке»). По-видимому, у Нели не особенно четко организован внутренний мир. Ее животное практически лишено структуры, органы чувств бессистемно разбросаны по всему телу, «внутри него жидкость» (т.е. аморфная, неструктурированная среда), движение столь же неопределенно («струится»). Низкая структурированность внутреннего мира обычна при высокой тревожности. Тревожный человек во всем усматривает возможную угрозу, что затрудняет для него различение главного и второстепенного.

Это животное выступает как пассивный объект воздействия («можно его поймать и закрыть им дырку»). Вероятно, это прямая проекция собственного самоощущения.

Навязчиво повторяющиеся рассуждения на морально-этическую тему («ни плохой, ни хороший», «не сделал ничего ни плохого, ни хорошего») свидетельствуют о ее высокой значимости для девочки. Подобные рассуждения свойственны недостаточно социализированным, плохо адаптированным людям, особенно в подростковом и юношеском возрасте. При хорошей социальной адаптации такие рассуждения не актуализируются, поскольку социальная действительность воспринимается как вполне понятная, а моральные нормы – как самоочевидные. О низкой конформности, обычно сочетающейся с недостаточной социализированностью и с трудностями общения, говорит и чрезвычайная оригинальность животного.

Нелю привели на консультацию с жалобой на то, что она очень сильно волнуется перед любой ответственной работой. Пытается все, что она делает, доводить до совершенства (перфекционизм) и из-за этого обычно не успевает закончить работу. По словам родителей, у девочки нет подруг. Папарас-сказал, что на его вопрос, почему она ни с кем не дружит, Неля ответила ему: «Боюсь, что меня оставят» (раньше у нее было три подруги, с которыми ей пришлось расстаться из-за переезда семьи). Данные психологического обследования показали, что основной причиной трудностей является специфический склад личности Нели: шизоидная акцентуация (врамках психологической нормы) в сочетании с высоким уровнем тревожности. Нарушения общения и социальной адаптации – обычное следствие шизоидной акцентуации. Девочке рекомендована психотерапия. Ее высокий интеллектуальный уровень и склонность к самоанализу делают весьма перспективным применение методов когнитивной терапии.
К оглавлению книги

 

 

На главную